Аллан Гуггенбюль «Зловещее очарование насилия: Профилактика детской агрессивности и жестокости»
Известный швейцарский психолог и психиатр Аллан Гуггенбюль анализирует формы проявления детской агрессивности и практические способы управления ею. Считая агрессивность одной из «антропологических констант», ученый указывает наиболее эффективные методы ослабления напряженности и недопущения конфликтных сценариев. Метод А. Гуггенбюля основан на глубинной психологии, он применяет арсенал современных социологических и психологических средств. Книга может принести практическую помощь в решении актуальной проблемы современного мира — проблемы детского насилия.
Автор приводит описание «подвигов» уличных хулиганов в Гамбурге в 1741 г. и в Геттингене в 1765 г. Данное описание показывает, что в деятельности подростковых групп нет ничего нового. В своем поведении дети постоянно берут пример с представителей своей же возрастной группы. Ибо, вырвавшись на волю из тесноты родительской квартиры, мастерской и классной аудитории, дети большую часть своего времени проводят друг с другом.
Опыт переживания приобщенности к группе важен с точки зрения психологии развития. Влияваясь в коллектив, дети сталкиваются с реалиями человеческого бытия, которые не входят в рамки учебного плана. Детям приходится задавать себе экзистенциальные вопросы, аналогичные тем, которые пытаются разрешать взрослые, они учатся реагировать на предательство, интриги, преодолевать страх, враждебность, включаться в выяснение отношений и испытывать ревность. Они сталкиваются с негативными сторонами человеческой природы и учатся мобилизовать свои силы и способности для преодоления теневых сторон человеческой природы. Они открывают для себя ценность и значение дружбы, преданности и чувства долга и постигают сложное искусство мирного разрешения споров. В группе происходит спонтанное обучение жизни в социуме. Дети получают знания, которые не входят ни в один школьный предмет.
В случаях, когда проводниками насилия в группах становятся отдельные, трудновоспитуемые дети, они нуждаются в индивидуально-психологическом внимании. Их зов должен быть услышан. Однако в контексте психологии групп на это можно посмотреть и с другой точки зрения. Удастся ли этим трудным, неуравновешенным или испытавшим на себе неблагоприятное влияние среды детям навязать свою проблематику группе, или она окажется способной нейтрализовать их склонности? Это зависит от соотношения членов остальной группы, от сложившейся в группе психологической атмосферы, идеальных представлений и других групп.
При наличии в детской группе слабой внутренней структуры ее иммунитет и сопротивляемость меньше и вероятность того, что неблагополучные дети начнут задавать тон, больше. И напротив, если дети сообща найдут в себе силы, достаточные для противостояния давлению этих разрушительных тенденций, их шансы оградить себя от возможности возникновения эксцессов грубого насилия достаточно велики. Позитивные силы группы сводят на нет влияние агрессивных детей.
Ритуалы, разработанные участниками групп, объединенных чувством солидарности, — единственное действенное средство подавления агрессивных тенденций. Своего рода прививка незначительной инъекции насилия приостанавливает его дальнейшее распространение. Подобные ритуалы не могут быть навязаны группе извне. Надеяться на окончательную ликвидацию агрессивных тенденций в мире детей с помощью взрослых — значит тешить себя иллюзиями. Добиться этого невозможно, однако речь идет о нахождении социальных форм, служащих преградой деструктивному началу и неконтролируемому насилию. Агрессивные тенденции, по-видимому, заложены в самой человеческой природе. Стремление запретить их волевым решением — бесперспективно и свидетельствует о непонимании сути явления: любые запреты или загоняют агрессию в подполье, или даже приводят к ее эскалации. Иммунитет против насилия должен быть выработан внутри самой группы за счет имеющихся в ней здоровых, положительных тенденций — ритуалы как раз и являются одной из форм выработки подобного иммунитета.