Читаем вместе книгу Джеймса Холлиса «Почему хорошие люди совершают плохие поступки».

hollis-pochemu-

Читаем вместе книгу Джеймса Холлиса «Почему хорошие люди совершают плохие поступки».

 

«Душа во что бы то ни стало хочет чувствовать себя праведницей»

Лидия Корнеевна Чуковская.

Есть вопросы, которые время от времени мучают каждого взрослого. Один из них —  хороший ли я человек.  Естественная потребность – чувствовать себя хорошим.  Так человек наполняется самоуважением и достоинством. И в то же время, мы ежедневно  совершаем ошибки, кого-то  невзначай обижаем, игнорируем, спешим, забываем, злимся, обижаемся сами…

Книга Джеймса Холлиса «Почему хорошие люди совершают плохие поступки» —  глубокое повествование о том, как сложно устроена  психика человека, и какие шаги помогут нам прийти к зрелости.

На протяжении нескольких месяцев я публиковала в Беседке цитаты и краткое изложение фрагментов книги, альтернативное мнение других авторов, свои комментарии. Эта статья – обобщенное изложение вопросов, которые затрагивались в постах. Найти их можно по тегам  #джеймсхоллис #тень #ответственность #плохиепоступки

Первый вопрос – хорош ли человек по своей природе.

Со времен Древней Греции философы размышляли на эту тему. Платон утверждал, что каждый человек хорош от природы. Если кто-то  совершает плохой поступок, то только потому, что не осознает последствий. Осознавал бы, не поступил плохо. Про врожденную хорошесть писал французский философ Жан Жак Руссо.  Гуманистически ориентированные психологи наших дней также настаивают на этой точке зрения.  Мировые религии основаны на том, что внутри человека есть добродетель, в ядре которой мудрость, достоинство, сострадание и доброта. Задача каждого – культивировать добро в поступках и соединиться с глубиной сутью.

Современные ученые — нейрофизиологи темы врожденной хорошести или плохости не затрагивают, зато утверждают, что в первую очередь в человеке заложено СТРЕМЛЕНИЕ К САМОСОХРАНЕНИЮ и СОХРАНЕНИЮ ВИДА. Это врожденные биологические программы. С точки зрения психофизиологии,  на первый план выходит собственная выгода и выгода семьи или рода. Благодаря этому сотни тысяч лет существует человечество.

Но удивительно, что помимо биологических программ  есть еще в нашей жизни феномен, который иногда называют духовным инстинктом – СОВЕСТЬ.

О совести как внутреннем голосе, побуждающем к моральным поступкам, впервые заговорил Сократ за 6 веков до н.э. На совесть как нравственный ЗАКОН спустя 23 века указывал Иммануил Кант: в своих поступках мы ДОЛЖНЫ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ не собственной выгодой, а ПРИНЦИПАМИ, которые могли бы быть взяты всеми в качестве основных. Я не краду не потому, что меня поймают и накажут, а потому, что не хочу жить в обществе, в котором нельзя никому доверять.

Еще дальше пошел Шопенгауэр. Он утверждал, что человек должен быть движим не законом и долженствованием, а внутренним желанием ДЕЛАТЬ ДОБРО ИЗ СОСТРАДАНИЯ к людям.

Выходит, у человека есть врожденный глубинный потенциал быть хорошим — добрым, сострадательным, совестливым, мудрым. Он не доказан научно, но обоснован философами и проповедуется религиями. Вера в этот потенциал дает духовные  силы. Поиск связи с ним ставит задачи. Одна из них – определить, на чем основаны мои поступки, и действительно ли они несут добро.

 Вопрос второй – что есть добро в нашей жизни.

Бывало ли у вас, что хороший поступок спустя пять-десять лет воспринимался как ошибка, малодушие. И наоборот, то, что казалось сомнительным, спустя время виделось единственно возможным в тех обстоятельствах?

Дж. Холлис пишет, что добро зависит от контекста, переменчиво и трудно различимо. Он выделяет две плоскости нашего сложного отношения с добром.

  1. Есть ясное понимание как правильно и хорошо, но какие-то силы внутри больше намерения. Например, булочки не полезны, но рука «сама» за ними тянется. Или: есть твердое убеждение, что детей бить нельзя, но останавливает только их громкий плач от боли. Именно об этом говорил апостол Павел: «доброго, которого хочу, не делаю, а злого, которого не хочу, делаю». В такие моменты человек страдает и чувствует бессилие.
  2. Вера Эго в то, что оно знает как правильно. Например, мама убеждена, что с ребенком нужно вместе готовить домашнее задание. Она тщательно следит, чтобы он не отвлекался, и все делал правильно. Или наоборот: «пусть сам все делает, самостоятельным вырастет». Эти мамы убеждены в своей правоте, но действительно ли в этих ситуациях они несут добро своему ребенку? Видят ли они ЕГО потребности? Как часто высокомерно утверждая, что только ТАК правильно, мы забываем приглядеться повнимательней к своим потребностям, к близким людям, к самой ситуации.

Где же нам искать нужную  дорогу?

Автор утверждает: «Отныне и впредь – стремиться узнать правильное, ЕСЛИ ОНО СУЩЕСТВУЕТ, и поступать правильно, ЕСЛИ МЫ СМОЖЕМ…  Наше Эго призвано к непрерывному диалогу, самоанализу, переосмыслению, к неизбежному смирению, о котором говорил римский поэт Теренций, когда не чуждо «ничто человеческое». Тогда на какое-то мгновение мы станем сознательны».

Вопрос третий – что мешает нам следовать голосу совести.

Дж. Холлис указывает основную причину: «Человеческая психика не представляет собой чего-то цельного, единого или единообразного, как хочется верить Эго. Она разобщена, многогранна и разделена… всегда разделена».

А вот цитата из книги современного всемирно известного ученого  нейропсихолога Вилейанура Рамачадрана «Мозг рассказывает»:  «Мог ли Фрейд быть прав? Может ли большая часть нашей личности быть бессознательной, неконтролируемой и непознаваемой? Несмотря на нынешнюю, мягко говоря, непопулярность Фрейда, современная неврология обнаружила, что он был прав, утверждая, что лишь ограниченная часть нашего мозга принадлежит сознанию».

Далее автор перечисляет аспекты, на которых держится то, что мы называем «я». И первый из них – целостность: «Несмотря на богатое многообразие чувственных переживаний, которые обрушиваются на нас ежесекундно, мы ощущаем себя единой личностью. Более того, все наши разнообразные (и порой противоречивые) цели, воспоминания, эмоции, действия, убеждения и знания как будто бы согласуются между собой таким образом, что образуют единую личность».

Представьте, что наша психика –  бескрайнее море, в недрах которого сокровища и чудища, подводные течения и водовороты. В толщах воды скрыты  биологические программы выживания и приспособления – агрессия, страх, стремление доминировать или подчиняться, потребность заботиться, а также иногда лениться и чистить «перышки». Этим программам сотни тысяч лет.

Сознание или Эго –  тонкая пленка на поверхности. Это наш разум, способность критически мыслить, жизненные ценности. Мы собираем их по крупицам, выращиваем, ищем свои опоры. И в то же время ежедневно в наши мысли, чувства и поступки врываются непонятные и пугающие импульсы. Чем более незрело Эго, тем труднее выдерживать противоречия. Чтобы чувствовать себя целостным и хорошим, оно использует защитные механизмы.

Вопрос четвертый – какие механизмы психики позволяют нам поддерживать ощущение целостности.

  1. Отрицание. Когда нам кто-то указывает на неприятные особенности нашего характера, Эго склонно говорить: «это не про меня, ты все придумываешь, на себя посмотри».
  2. Уклонение. Если какая-то область жизни кажется угрожающей, Эго стремится ее избегать.
  3. Вытеснение. Усилие психики не помнить о неприятном. Правда, потом это дорого обходится, ведь забыв заплатить по счетам, мы платим с лихвой штрафы.
  4. Подавление. Способность отгонять от себя неприятные мысли, чтобы не портить настроение. Такой легкий вариант вытеснения. «Я подумаю об этом завтра» — говорила героиня романа «Унесенные ветром» Скарлетт О’хара.

Есть еще ряд способов не видеть угрожающей правды.

 

  1. Рутинизация жизни. Привычный для нас распорядок дня, четкое расписание, бытовые ритуалы – создают видимость контроля над жизнью. Они помогают, но и засасывают в свою обыденность. Потихоньку отмирают способность спонтанно откликнуться на неожиданный поворот в жизни, гибкость в выборе своих путей. Некогда прислушиваться к голосу своей души и постепенно связь с ней теряется.
  2. Зависимости. Они помогают не чувствовать того, что мы УЖЕ чувствуем. Одни из самых распространенных, переходящих в эпидемию – переедание и трудоголизм. «Мы проецируем наше благополучие на такие абстракции, как успех, продвижение по службе, уровень жизни и массу других способов, чтобы избежать экзистенциальной пропасти, над которой мы все время висим» — цитата из книги.
  3. Магическое мышление. Сталкиваясь с несчастьем или трагедией, мы обвиняем других или виноватим себя в том, что не смогли предусмотреть и изменить реальность. Кажется, что должны были смочь. Нам невыносимо чувствовать бессилие перед ударами судьбы.

 

Вопрос пятый – что остается за пределами видимой целостности.

К.Г.Юнг назвал это простым и емким словом – Тень. Когда мы говорим – ТЕНЬ, мы имеем в виду существующие  импульсы, чувства или качества характера, которые нам  не видны, зато могут быть  хорошо видны окружающим. Их трудно признавать, поскольку они не согласуются с нашим хорошим представлением о себе. Это может быть жадность, авторитарность, агрессивность, стыд, холодность и т.д. Мир сообщает нам о темной Тени разными способами. Это осуждающий голос тех, кого мы считаем своими врагами, горькие слова в наш адрес тех, кого мы любим. Наша избыточная реакция на незначительные события, тревожные сны, повторяющиеся неприятные события.

«Тень воплощает в себе все беспокоящее нас, то есть чуждое нашему идеалу Эго, противоречащее тому, что нам хотелось бы думать о себе, или же грозящее пошатнуть то чувство Я, которое мы с удобством примеряем на себя».

К примеру, женщина, СЧИТАЮЩАЯ СЕБЯ ЗАБОТЛИВОЙ матерью, неожиданно поднимает руку на ребенка. Или ГОРДЯЩИЙСЯ своей честностью налогоплательщик утаивает часть дохода. Произошло что-то, что не вписывается в образ себя и не поддается рациональному объяснению.

Что тогда происходит с человеком? Реакция будет где-то между смутным ощущением дискомфорта и презрением к себе, самоотчуждением. За всем этим стоит более или менее осознаваемый стыд.

Что же дальше? Либо сработают защитные механизмы Эго, о которых мы говорили выше:  «это не я, я хороший, проехали и забыли». И тогда опасные импульсы уйдут в Тень. Либо человек внимательно посмотрит на иррациональное поведение. Может быть, пойдет на психотерапию. Тогда у него появится шанс увидеть  Тень, признать своей, взять за нее ответственность. «Когда я бью ребенка, это тоже Я. Иногда мои импульсы опасны для близких. Я так не хочу и буду работать над этим. Но сейчас я такой бываю». Личность становится более целостной за счет признания теневых импульсов своими.

 

Вопрос шестой – откуда берется Тень.

Все начинается с детства. Ребенок движим инстинктами и эмоциями, а родители помогают ему адаптироваться к социальному миру — освоить свою силу, зажечь ум интересом к миру, смягчить сердце добротой. Ну а что, если сами они этого не получили, и их жизнь наполнена ежедневными тревогами и заботами, за которыми нет четких ориентиров и устоявшихся ценностей. Тогда воспитание становится попыткой сделать ребенка послушным и удобным. Подобно деревцу бонсай, которое превращают в комнатное растение, подрезая и используя медную проволоку. Так выглядит адаптация в худшем варианте.

 

В действиях родителей есть один важный нюанс – слышат и признают ли они потребности и чувства ребенка или скорее ориентируются на свою картинку. Один посыл —  «злиться нехорошо, когда ты злишься, ты плохой мальчик», совсем другое послание  – «я вижу, что ты злишься, хочу понять, почему тебе сейчас плохо, и помочь справиться с эмоцией и с ситуацией».

 

В первом случае ребенок вытеснит агрессию, и начнет показывать родителям только «хорошее Я», оно же «ложное Я», поскольку нуждается в любви и заботе. Его злость, а вместе с ней и личностная сила, уйдут в Тень.

 

Во втором случае ребенок усвоит — он хороший, даже если злится; он имеет право злиться; взрослый выдержит его эмоции,  и вместе они найдут решение. Так он будет осваивать личностную силу, основанную на истинных чувствах.

 

Вот что пишет Джеймс Холлис: «Адаптация к жизненным условиям требует создания Персоны, той самой маски, что мы носим в той или иной социальной ситуации. Порой мы даже начинаем верить: то, кем мы являемся на самом деле, заключает в себе эти персональные роли или определяется ими. Но чем больше самоотождествление с Персоной, тем более неуправляемой становится диалектика отношений с Тенью. Тень – в этом случае непрожитая жизнь – уходит в подполье и стремится проявить себя через вторжения аффекта: как депрессия, например, как опрометчивый поступок, в котором тут же начинаешь раскаиваться, как тревожные сны, физическое недомогание или нервное истощение».

 

Вопрос седьмой – бывает ли хорошая Тень.

Обычно, когда мы говорим о Тени, мы представляем нечто угрожающее, неуправляемое, способное подавить и разрушить нашу личность или других людей. Но это не вся правда про Тень. Автор книги выделяет несколько источников Тени светлой, яркой, несущей позитивную силу и жизненную энергию:

 

  1. АГРЕССИЯ и СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Это мощные стихии, которые могут быть разрушительны. Но они же наполняют тело силой, придают личности индивидуальность и харизматичность.
  2. ЭЙФОРИЯ, экзальтация, мощный приток сил и увлеченность. Эти энергии могут захватывать Эго и подчинять его своей воле.
  3. Отложенные в сторону СПОСОБНОСТИ, а также право следовать своим интересам, искать собственный путь.
  4. Наша способность не оставаться в стороне, а приходить на выручку людям, оказавшимся в беде. Цитата из книги: «Самые обычные, на первый взгляд, люди, которые еще несколько часов назад не интересовались жизнью своих соседей или даже враждовали с ними, удивительным, непостижимым образом преобразуются, становясь для них поддержкой и опорой. Вот так даже наша «доброта» – скрытая, благотворная сторона нашей природы – может тоже проистекать из Тени. И пусть доказывают циники, что подобный АЛЬТРУИЗМ – лишь глубинная форма самолюбования, что мы, таким образом, неосознанно защищаемся от собственной травмы и изоляции, выручая других из беды. Но я скорей готов поверить, что подобные мгновения трансцендентного призыва поднимают многих над своей привычной изоляцией к высшей сопричастности с другими людьми».
  5. «Наша Тень мощным потоком течет глубоко в нас и стремится соединиться с сознанием…. Может ли читатель представить, что ВНУТРИ ЕСТЬ НЕЧТО, ЖЕЛАЮЩЕЕ «ПРОГОВОРИТЬ» ЧТО-ТО СВОЕ каждому из нас? Как результат такого общения, укрепляется сознание, становятся доступными новые энергии, а жизнь обогащается, все больше проявляя свою неповторимость. Человек, даже будучи на восьмом десятке, начав такое общение, станет сознательнее воспринимать свой жизненный путь и свой выбор, его расширившиеся возможности. Это общение, которое не прекращается в жизни каждого из нас, взывает к нашему вниманию и уважению» — цитата из книги.

 

Вопрос восьмой – когда Тень рулит в семье.

Джеймс Холлис отмечает — когда к нему на прием приходят семейные пары, первым делом он оценивает уровень их эмоциональной зрелости. Это не возраст и не житейский опыт, а скорее сила характера и личности. Терапия будет работать, если каждый из партнеров сможет честно признаться  в смятении, в страхе перед будущим, увидеть свою слабость, жажду заботы и пробиться через главную из защит – перекладывание вины на другого.

Автор выделяет три основные движущие силы, которые присутствуют в отношениях партнеров. От осознанного контакта с каждой  зависит уровень личностной зрелости.

ПЕРВАЯ – самая  архаическая сила. Бессознательное желание видеть в Другом магического Спасителя, быть у него «на ручках». Это желание живет в нас с  глубокого младенчества  и не зависит от пола, возраста, способностей и социального положения. Мы хотим, чтобы нас любили, заботились, угадывали желания и предвосхищали ожидания  просто потому, что мы живые. ШАГ К ЗРЕЛОСТИ – снять с партнера ожидания, что он «обо всем позаботится и спасет» и научиться брать себя «на ручки» и «в хорошие руки».

ВТОРАЯ сила появилась чуть позже, в ранние годы жизни, когда нам приходилось подстраиваться под родителей. Мы научились справляться в самые сложные моменты — когда нас подавляли и игнорировали. Научились, как смогли, и благодаря этому выжили. Но мы навсегда запомнили, каким был Другой. Если ощущения оставленности или того, что нас подавляют, было много, оно живет в наших душах. А также страх и детское бессилие. Неосознанные чувства ушли в Тень. Это и есть вторая движущая сила в отношениях.

В свой трудный день совершенно бессознательно мы будем приписывать Другому мотивы и поступки своих родителей. Будем раздражаться, обвинять, хлопать дверью, уходить или замолкать. Все это мы хотели сделать  в детстве, но было страшно и одиноко. И сейчас страшно, просто накопилось и наболело, и должен же кто-то за все ответить. Волею судеб им становится  партнер. Это одна из причин, почему в отношениях бывает столько боли и неблагополучия. ШАГ К ЗРЕЛОСТИ – увидеть в своих аффективных реакциях на партнера страдающего внутреннего ребенка и позаботиться о нем. Осознать свою роль в отношениях.

ТРЕТЬЯ сила – светлая. Наше стремление к развитию,  расширению собственной личности, тяга к зрелости и самостоятельности,  духовное начало. Личность не определяется только лишь архаической жаждой заботы и ограничениями детской семьи. Дух веет, где хочет. Связь с этой силой делает жизнь наполненной, сложной и динамичной. ШАГ К ЗРЕЛОСТИ — ставить перед собой непростые вопросы и задачи,  настойчиво искать ответы и решения.

Вопрос девятый – что со всем этим делать.

Так в чем автор видит задачу человека? Прежде всего, признать и всерьез принять к сведению существование Тени. А дальше искать Тень там, где прячутся наши страхи. Смотреть на страхи и учиться выдерживать больший уровень тревоги,  «устанавливая глубокую связь и осознание того, как наши жизни поддерживаются некоей трансперсональной силой, имя и образ которой меняется».

Джеймс Холлис призывает к ТЕНЕВОЙ РАБОТЕ. Это задачи взросления и стремления к зрелости. Ее итогом становится более глубокое и полное проживание своей жизни со всеми ее радостями и страданиями.

ТЕНЕВАЯ РАБОТА – это:

— изучать  и признавать свою Тень,

— перестать обвинять, требовать и ждать Спасителя,

— брать ответственность за свои слова и  поступки и ИЗВИНЯТЬСЯ за свою Тень, если она причиняет страдания другим людям,

— различать и отбирать то, что будет правильным для нас, отыскать свой внутренний авторитет и жить в согласии с ним,

 

— признать свою моральную сопричастность к мировому страданию,

— принять хрупкость и  неприкаянность своей души, принять свои ограничения и простить себя за это.

Если мы чрезмерно требовательны к своей теневой работе, то мы уже вляпались в другую теневую часть – высокомерие и нравственное самопревознесение.  Теневая работа  похожа на работу сапера на минном поле. Стоит задрать нос и потерять связь с землей, как тут же можно подорваться. Поэтому внимательность, мужество и признание своей сложной человеческой природы – наши спутники.

«Ничто поистине стоящее не бывает делом простым. Отрицание и мелкотравчатость на поверку никогда не окажутся достойным того, что Сократ называл «исследованная жизнь». Такая исследованная жизнь потребует от нас всерьез поразмыслить над тем, что все события, все до единого события в этой жизни обращены к нам более чем одной гранью, что наша способность к самообману очень сильна. Что в проблемах, которые преподносит нам жизнь, как минимум часть проблемы – это мы сами и что в конечном итоге мы рано или поздно наткнемся на то, от чего пытались убежать. Да и так ли уж это плохо – сказать: «Я не знаю. Я не владею истиной в последней инстанции. Это путешествие по жизни, по-моему, увлекательная штука, и я готов открыть в нем что-то для себя новое»? Так почему же тогда так много смелости требуется для этого простого признания?»